Новое правительство по-старому наживается на газе

Цена на газ, которую нам пытается втулить государство как рыночную, таковой на самом деле не является.


Когда мы говорим, что наши чиновники потеряли нюх, оторвались от реальности, перестали понимать обычных людей (на чьи деньги, они, собственно, и живут), мы всегда подразумеваем вовсе не физические или медицинские термины. Не наше дело, вернее, невелика потеря, если перестанет ощущать запах, то есть потеряет нюх Турчинов или Пашинский. Мы подразумеваем, что наши чиновники построили на наши деньги для себя мир, в котором давно наступил если не коммунизм, то развитый капитализм. И они действительно перестали понимать нас, обычных людей, сообщают "Украинские реалии" со ссылкой на newsnetwork.tv.

С тем, что же происходит сегодня, разбирается Андрей Томский – автор и ведущий программы "Красная карточка", очередной выпуск которой вышел в эфире телеканала NewsNetwork в среду, 10 августа.

У многих наших соотечественников выработалась уже стойкая аллергия на то, что говорят в правительстве. Потому что там постоянно врут. Они манипулируют цифрами и данными получше опытного карточного шулера. Поэтому и получается так, что у нас в стране грязь, нищета и депрессия, а по статистике все получается очень хорошо. Особенно, пока нам дают кредиты за рубежом.



Опять же, манипулируя цифрами, премьер Гройсман недавно прокомментировал просьбы украинцев снизить цены на газ. Просьба, в общем-то, нормальная, потому что такие тарифы на голубое топливо потянут, ну разве что сам Гройсман и его компания. Соответственно, если гройсманоподобных людей у нас в стране от силы процентов пять, 19 из 20 людей повышение цен на газ хорошо ударит по карману, а 7 из 10 вообще не потянут такие поборы. При этом пан Гройсман оперирует подменными понятиями, видимо, надеясь, что его слушают только тупые. Он говорит, что цена на газ стала рыночной, и понижать ее не получится, потому что она достигла рыночного значения.

Если бы пан Гройсман не думал, что он самый умный, он бы открыл учебник и прочитал, что такое рыночная цена – это не только та, по которой выставляет свой товар продавец, а та, по которой и покупатель соглашается приобретать товар.

Проблема в том, что у нас вообще нет рынка. Рынок, в том числе рынок газа, по схеме и структуре в общем-то не отличается от базара. Вот продавцы – вот покупатели. Только у нас получается такой рынок, на котором продавец только один. Представьте себе: в воскресенье вы идете на базар за помидорами. Заходите на базар, а в нос вам ударяет аромат. Кроме помидоров – все что хочешь. Но нам надо помидоры. Тут розовые помидоры, тут закарпатские. Тут херсонские.

Тут немножко давленные – на сок. Соответственно, подешевле. Это – рынок. А представьте другую ситуацию. Когда вы приходите на базар, а там сидит один единственный мужик. У него в ящике единственный сорт помидоров, причем непонятно какой. И продает он их по цене мяса. Естественно, вы возмущаетесь и уходите, потому что это не рынок. В случае с украинским газом – та же история. Вот только плюнуть и не взять газ и уйти не получится.

Так вот, господин Гройсман должен понять, что называть цену на газ рыночной в Украине можно будет только тогда, когда у нас будет много разных поставщиков газа и каждый будет предлагать свою цену. И цену, самое главное, будет устанавливать не правительство, а условия рынка. Потому что вещь должна стоить столько, сколько люди готовы за нее заплатить. Но на самом деле работать на рынке многим не нравится. Всем хочется быть вот тем мужиком, у которого только один сорт помидоров на рынке и он может ставить на них цену, какую хочет. Мечта любого бизнесмена – заполучить контроль над выпуском продукта или услуги на рынке, где есть устойчивый спрос, а предложение ограничено 1-2 игроками.

Природные монополии – это давняя проблема общества, а газовые монополисты – это одно из классических проявлений этой проблемы, особенно, когда они не контролируются соответствующими госорганами. У нас они фактически не контролируются государством, ведь газовая сфера как раз является государственной. Поэтому в нашем случае рука руку моет. Вернее, государство контролирует государство.

Поэтому как раз и есть определенные сомнения, что та цена на газ, которую нам пытается втулить государство как рыночную, таковой на самом деле не является. И для такого утверждения есть немало аргументов.

Если посмотреть на динамику потребления газа и зависимость этого потребления от импорта газа, то за последние 5 лет произошли очень существенные изменения. Немаловажную роль здесь сыграл дорогой газ времен Януковича в 2011-2013 гг., вспомните. Тогда потребление падало и из-за экономии, и из-за того, что постепенно менялась структура отраслевых рынков страны. Те, кто не мог уменьшить потребление дорогого ресурса, просто сворачивали свое производство.

В итоге за пять лет у нас потребление газа упало с 59 до 35 млрд кубметров или на почти 41%. Это очень большой минус для стран, желающих осуществлять импорт газа в Украину. Собственная добыча у нас, между прочим, после аннексии Крыма и заворушки на Востоке не уменьшилась, а вот из-за падения потребления произошли структурные сдвиги в газовом балансе страны. Во-первых, доля импорта в общем объеме упала почти вполовину, и, видимо, в 2016 году она будет еще меньше.

Во-вторых, соотношение газа, который потребляется населением, бюджетными организациями и предприятиями теплокоммунэнерго, и газа собственной добычи упало на 15%. То есть, по итогам 2015 года тот объем, который мы добываем сами своего же газа как раз и потреблялся населением, бюджетными организациями и коммунальщиками. Фактически сейчас нам хватает своего газа для того, чтобы зимой все были в тепле. А закупаем мы все объемы, которые необходимы для наших устаревших и энергоемких заводов. Вернее уже не наших. Большинство этих заводов давно за копейки украли у нашей страны олигархи.

Когда при Януковиче правительство вело переговоры на счет газа с МВФ, то было понятно, что "рыночную" цену газа нам диктует "Газпром". Доля импорта в потреблении газа составляла чуть больше половины. Но в 2016 году ни украинское правительство, ни бюрократы в МВФ предпочли не заметить, что ситуация изменилась и импортный газ (даже пусть реверсный газ из ЕС) занимает менее половины объемов потребления – следовательно, его влияние на так называемую рыночную цену ослабевает. И если мы импортируем менее половины того, что потребляем, то брать в качестве "рыночной" цены, фактически политическую цену "Газпрома" или даже цену импорта из ЕС – по меньшей мере странно.

Ну ладно, но рыночную стоимость определить все же нужно. А вот тут начинается настоящее зазеркалье: ведь в Украине фактически рынка газа нет, а без существования рыночной модели определить "рыночную" цену можно только расчетным путем, а расчеты госорганов у нас существенно отличаются от ожиданий населения.

Здесь ну уж как не вспомнить бывшего премьера Арсения Яценюка с его знаменитым "газом по сімдесять".

Причем, напомню, газ по 70 озвучивался рьяным премьером из расчета курса доллара 1:8, потому что газ внутренней добычи рассчитывается не в долларе а в гривне. Итого несколько лет назад украинский газ стоил аж 500 гривен за 1000 кубов. Ладно, пусть инфляция, хотелки, амортизация оборудования, которое тоже иногда надо менять, но вряд ли сейчас добыча украинского газа обходится дороже 1100 гривен. Ладно, плюс транспортировка, плюс мелкие расходы, хорошо – 2 тысячи. Но это уже так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Но 6800?? Получается, что все остальное в этой сумме – налоги, поборы, сборы и прочие платежи, с помощью которых правительство пытается заткнуть дыры в бюджете и набить себе карманы.

Так, может быть, не стоит в нынешней экономической ситуации обдирать народ привычными налогами и сборами, касающимися газовой отрасли? Люди не обязаны закрывать в бюджете все дыры, оплачивая необоснованные цены на газ. А если они обоснованы, то обоснуйте, пан премьер, откуда берется цена 6879 грн?!

Я, конечно, могу ошибаться, но очень похоже, что внутреннюю цену газа вообще никто не рассчитывал, а за рыночную цену взяли стоимость импорта. Логика расчетов была приблизительно такая: 180 долл. США (это приблизительная цена импорта) умножаем на курс 26 и получаем 4680 грн. К этой сумме добавляем 24% налогов (это НДС и спецсбор), а также стоимость транспортировки – примерно 900 грн. В итоге мы получаем 6703 грн. Учитывая разницу в курсах и погрешность при расчете стоимости транспортировки, мы получили результат, максимально близкий к стоимости импортного газа, доставленного потребителю.

И тут возникает вполне логичный и законный вопрос: а как же быть с объемами газа, добытыми внутри страны, и его себестоимостью в районе 70-100 долларов США? И тут нам на помощь снова приходит Арсений Петрович Яценюк, который дал ответ на этот вопрос еще несколько лет назад, размышляя, куда уходит украинский газ и сколько на самом деле он стоит.

Как видим, схемы не изменились. Что у Януковича, что у Яценюка. А теперь уже и у нового руководства. Выросли хотелки власти, хотелки олигархов. Вот только у людей никто не спросил, а готовы ли они давать драть с себя уже не три, а семь шкур, чтобы оплачивать чужие коттеджи в Испании и яхты в Средиземном море?

Правительство получает сегодня традиционную красную карточку. Ведь господину Гройсману с его огромным опытом работы на базаре, стоило бы знать, что такое рыночная цена…

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

БАРАК ОБАМА ВЫСТУПИЛ С ПРОЩАЛЬНОЙ РЕЧЬЮ, ВЫЗВАВ БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ, ЧЕМ ДАЛ ОТВЕТОВ…

“У разі штурму – відкривати вогонь на ураження!” – наказ бійцям ПС у Мукачевому